10.01.2024 17:49
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 16256; сегодня: 5.

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

Правнук старшего механика первого в стране речного ледокола Дмитрий Турунов передал набор инструментов своего предка историческому парку "Россия - моя история". Здесь планируют создать экспозицию, посвященную легендарному кораблю.

Корабли на заказ

Супермощный для своего времени "Саратовский ледокол" был построен в 1895 году в Англии, также как и специальный паром для перевозки вагонов, по заказу Рязано-Уральской железной дороги. Ледокол и паром должны были работать на железнодорожной переправе через Волгу.

В то время Великобритания была центром мирового кораблестроения. И "Саратовский ледокол", и позже первый российский арктический ледокол "Ермак" заказывали на верфях компании "Армстронг" в городе Ньюкасле.

Интересно, что трубы ледокола были расположены не как обычно, одна за другой по ходу движения судна, а поперек палубы. Это было связано с конструктивными особенностями парохода. Чтобы широкий корабль можно было провести через узкие каналы и шлюзы между Балтийским морем и Волгой, судно сделали сборным из двух частей - с водонепроницаемой переборкой, каждая с собственной паровой машиной.

Саратовец Петр Турунов, который ездил принимать корабль в Англию и потом проработал на нем главным механиком 27 лет, был судя по всему одним из примечательных людей своего времени. 

Петр окончил Александровское ремесленное училище (позже преобразованное в техникум, где потом учился Юрий Гагарин). До назначения на ледокол успел походить на волжских судах и отслужить в военно-морском флоте. 

Как считает директор Музея речного флота, волжский капитан Александр Азовцев, подобрать на такой корабль, как "Саратовский ледокол", главного механика было, может быть, даже сложней, чем капитана. Вообще же заместителя капитана по механической части на пароходах уважали больше, чем кого-либо. Об этом свидетельствует и флотское прозвище стармеха - "Дед".

- Петр Турунов был механиком от Бога, так о нем отзывался капитан "Саратовского ледокола" Николай Алексеевич Салеев, который в прошлом работал вместе с ним, а потом в Речном училище преподавал нам судовождение, и другие речники, - вспоминает Александр Николаевич. 

В 1915 году Турунову, как рассказал его правнук, присвоили звание почетного гражданина Саратова.

Крестный "Ермака"

В Музее речного флота в Саратове выставлен один из самых знаменитых снимков "Саратовского ледокола" - на палубе вдоль правого к зрителю борта стоят несколько человек.

- Крайний слева в фуражке - адмирал Степан Макаров, - рассказывает Александр Азовцев.

Знаменитый флотоводец специально приезжал в Саратов в 1897 году, чтобы изучить опыт плаваний "Саратовского ледокола" для заказа нового ледокола "Ермак" для работы в Арктике.

Полярный путешественник и писатель Игорь Смиливец в своей книге цитирует записи адмирала, которые хранятся в Российском госархиве Военно-морского флота: "Сведения о "Саратовском ледоколе" дали мне возможность заставить завод пересмотреть вопрос о крепости набора обшивки". В то же время Макаров отметил хорошее качество самой стали, написал, что "вмятины на корпусе от удара в лед никогда не сопровождались ни трещинами, ни нарушением крепости швов".

Машина любит ласку

Современников, попадавших в машинные отделения таких кораблей, как "Саратовский ледокол", поражали царившие там чистота и порядок.

У Петра Турунова была любимая присказка: "Машина любит ласку, чистоту и смазку".

В наборе, который передали в музей потомки мастера, есть слесарные инструменты для нарезания резьбы с английскими надписями - плашки и метчики. А еще угольник и несколько циркулей, в том числе для работы с металлом. Концы этого циркуля сделаны из сверхпрочной стали и оставляют след на любой другой, даже стальной, поверхности. Старинный прибор с циферблатом судя по всему служил для измерения частоты оборотов двигателя.

По словам Азовцева, сохранившиеся инструменты показывают, что Турунов был творческой личностью. Главный механик должен был уметь делать эскизы необходимых деталей, чтобы потом заказывать их на судоремонтном заводе.

Среди других личных вещей - набор визиток, приспособление для набивания патронов и полотняный мешочек для хранения дроби с надписью и рисунком головы лося. Видимо, их владелец был охотником. А еще, разумеется, рыбаком - об этом свидетельствует комплект больших рыболовных крючков. По словам Александра Азовцева, такие крючки на Волге использовали для ловли осетров.

Как рассказал мне Дмитрий Турунов, его предок, по семейным воспоминаниям, был очень высоким, выше двух метров ростом. После него осталось много самых разных инструментов, а еще крепкий надежный дом, который механик построил своими руками и где до сих пор живут его потомки.

Судя по всему Петр Николаевич был человеком не только рукастым, но и наблюдательным. Будучи в Англии, он пригляделся, как живут жители этой страны, и ему, очевидно, многое понравилось. Дом в поселке Увек, который механик построил после возвращения на родину, заметно отличался от традиционных российских изб. Он просторный, в комнатах высокие потолки, здесь, наверное, и рост хозяина повлиял, непривычно большие окна и их много, некоторые впоследствии потомки даже заложили.

Шесть лет набор инструментов и личных вещей главного механика "Саратовского ледокола" экспонировался на выставках в Музее речного флота, куда правнук передавал их на временное хранение. Александр Азовцев надеется, что теперь в парке "Россия - моя история" их сможет увидеть больше людей.

- История "Саратовского ледокола" - это свидетельство мужества, стойкости речников, хотелось бы, чтобы об их самоотверженном труде знала молодежь, - говорит волжский капитан.

Славная биография и горький финал

"Саратовский ледокол" проработал на Волге больше семидесяти лет. После того как в Саратове построили железнодорожный мост, корабль продолжал трудиться на такой же паромной переправе под Волгоградом. Освободил и вывел на воду десятки, а скорее сотни вмерзших в лед пароходов. Ледокол - дважды ветеран боевых действий. В годы гражданской войны большевики установили на корабле орудия и пулеметы и превратили его в военный корабль. А во время Сталинградской битвы "Саратовский ледокол" обеспечивал переправу наших войск.

Последняя примечательная страница в биографии ледокола - участие в строительстве автомобильного моста через Волгу в Саратове. Тогда же вместе с целым созвездием артистов театра "Современник" в 1965 году корабль снялся в фильме Олега Ефремова "Строится мост".

В 1968 году ледокол был выведен из состава флота и в этом же году затонул прямо у берега в Энгельсе, где был пришвартован. По одной из версий, корабль специально затопили, по другой - через разобранную палубу и разбитые иллюминаторы в трюм во время шторма попала вода. Уже несколько десятков лет в Саратове строятся планы о подъеме легендарного ледокола для создания там музея. О таких намерениях заявлял и теперь бывший губернатор Валерий Радаев. За прошедшие годы судно не раз обследовали водолазы. Как считает Александр Азовцев, полученная информация свидетельствует о том, что корпус корабля находится в хорошем состоянии. Прочная сталь, из которой он сделан, значительно превосходит используемую в современном судостроении. Несколько лет назад даже начались работы по подготовке к подъему судна, очистке корпуса от заполнившего его ила и песка. Однако они так и остались не завершены.

...Увидеть - нет, не "Саратовский ледокол", но во многом похожий корабль можно и сегодня. Правда, для этого придется пересечь почти всю нашу большую страну. В Иркутске на набережной на вечной стоянке стоит ледокол "Ангара". Он также был построен в Ньюкасле, но только на несколько лет позже "Саратовского ледокола". Работал на железнодорожной переправе на Байкале. И судьба его могла сложиться сходным образом. В прошлом столетии корабль после пожара был полузатоплен. Вот только иркутяне оказались большими патриотами, чем саратовцы. Они отреставрировали корабль, и еще в 1990 году там открылся музей. А вот "Саратовскому ледоколу", кораблю с гораздо более славной историей, не повезло...

Текст: Андрей Куликов. Российская газета. 

Фото: Википедия.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11233 публикации
Сайт: rg.ru/2024/01/10/reg-pfo/korabl-i-dom-petra-turunova.html
Поделиться:

Интересно:

Рисунки на одежде - это модно!
19.06.2025 11:46 Консультации
Рисунки на одежде - это модно!
Ничто так не привлекает внимания в потоке или группе людей, как изображения на одежде. Это могут быть рисунки, тексты, геометрические фигуры, фото. Всё это и есть принты. Они способны рассказать о вашем характере, настроении и взглядах на жизнь красноречивее любых слов. Мы живем в эпоху, когда стандартные вещи не всегда удовлетворяют потребности современного человека. Всё больше людей хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выбрав наряд с уникальным дизайном. Индустрия моды предлагает огромное количество мотивов, перенесенных на ткань. Но особенно востребованы те принты, которые выполнены вручную, индивидуально для каждого предмета одежды. Одним из ярких представителей этого направления является российский бренд Misha'Le, основанный талантливым дизайнером Еленой Мишаковой. Главная особенность одежды этого бренда - индивидуальный подход к созданию принтов. Они не просто украшают...
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
19.06.2025 11:40 Аналитика
226-летие сражения при Треббии в ходе Итальянского похода Суворова
Любопытно, что это сражение произошло на том месте, где в 218 г. до н.э. знаменитый полководец древнего Карфагена Ганнибал разбил римлян. Весной 1799 г. начался Итальянский поход под командованием А.В. Суворова. В апреле союзные русско-австрийские войска в сражении на реке Адде нанесли поражение армии французского генерала Ж.М. Моро, вынудив его отступить сначала к Турину, а затем к Генуе. На помощь Моро из Тосканы выступила армия генерала Ж. Макдональда. Соединившись, французы получили бы значительное численное преимущество, поэтому Суворов решил разбить их порознь и первый удар нанести по более сильному из двух противников – Макдональду. К 6 июня Макдональд захватил город Пьяченцу и оттеснил авангардный отряд союзных войск, которым командовал австрийский фельдмаршал-лейтенант (звание, соответствующее генерал-лейтенанту в других армиях) Отт фон Баторкец. Отступив, он занял позицию на...
Одежда и обувь крестьян на Руси
19.06.2025 10:12 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на Руси. Науку плетения этой обуви каждый крестьянин осваивал с детства. Требования к лаптям были строгие: ноги в них не должны были мерзнуть и промокать. Что же такое лапти? Это неглубокие ботинки, выполненные из коры, разрезанной на длинные полосы. Заготовки делались следующим образом: кора очищалась от верхнего слоя, а нижний нарезался на равные полосочки. После того как сырье было подготовлено, крестьянин брал в руки шило и быстро, ловко плел лапти. Готовые изделия макали в кипяток и высушивали. Для плетения лаптей подходили такие растения, как ракита, вяз, вереск, липа. Чтобы лапти держались на...
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
19.06.2025 01:40 Новости
Издание «За рубежом» празднует юбилей и презентует новый фильм
18 июня 2025 года российское информационно-публицистическое издание «За рубежом» отмечает сразу две значимые даты: 95 лет с момента выхода первого номера и 65 лет с момента возобновления издания в 1960 году. Газета была учреждена в 1930 году по инициативе Максима Горького, который стал её первым главным редактором и заложил основы традиций объективной и интеллектуальной журналистики, актуальных до сих пор. В этот день коллектив «За рубежом» традиционно вспоминает имя своего основателя и отмечает день памяти Максима Горького. В честь юбилея на портале «За рубежом» состоялась премьера документального фильма Николая Евенко «Горький, Кольцов, Краминов и вся советская интеллигенция». Эта лента — рассказ об истории издания: от момента основания в 1930 году до вынужденной приостановки в 1938-м, от возобновления в 1960 году до наших дней. В центре сюжета — творческая атмосфера редакции...
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
18.06.2025 16:08 Аналитика
Обеление клининговой отрасли: позиция ФНС и ключевые меры
Федеральная налоговая служба (ФНС) активно работает над выводом клинингового рынка из тени, используя комплекс мер, включая налоговый контроль, нормативные рекомендации и сотрудничество с бизнес-ассоциациями. Нормативы фискальной нагрузки и приоритетные проверки  ФНС установила показатели нормативной совокупной фискальной нагрузки для клининговых компаний:   Общий режим налогообложения (ОСН):    - для малого и среднего бизнеса (доход ≤500 млн руб./год) — 37%;   - для крупных компаний — 41%.  Упрощенная система (УСН):    - для малого и среднего бизнеса — 17%;   - для крупных — 21%.  Отклонение фактической нагрузки более чем на 20% от этих норм (например, ниже 29,6% для ОСН-МСП) расценивается как риск уклонения от налогов. Такие компании и их заказчики становятся приоритетными целями проверок со стороны налоговых органов. ...