24.01.2012 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7574; сегодня: 1.

Дублер для Волго-Балта

Работы по реконструкции Нижне-Свирского и Верхне-Свирского шлюзов включены в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010 – 2015 гг.». Однако за счет реконструкции самих шлюзов будет достигнуто лишь незначительное (до 1 млн. тонн) увеличение объема перевозок по Волго-Балтийскому водному пути. Значительно большая роль в решении этой непростой задачи отводится строительству второй нитки Нижне-Свирского шлюза, финансирование которого предусмотрено в 2012 году. Но достаточно ли этих мер для реализации прогнозируемого специалистами увеличения объема перевозок экспортных внешнеторговых грузов по Волго-Балту?

Напомним, по расчетам аналитиков, к 2015 году объем перевозок по пути, входящему в единую глубоководную систему внутренних водных путей европейской части России, способен увеличиться до 31 млн. тонн (в 2010 г. – 18,4 млн. тонн). При этом прогнозируется, что в структуре грузовых перевозок по водной магистрали длиной более 850 км, более всего увеличатся строительные грузы, грузы в контейнерах и, прежде всего, опасные грузы – нефтепродукты, жидкие химические грузы, минеральные удобрения. В то время как составляющую часть Волго-Балтийского водного пути – р. Неву – уже давно впору объявлять источником экологической опасности для Санкт-Петербурга!

Увы, но аварии «на воде» давно стали привычными, поскольку интенсивность судоходства на главной водной транспортной артерии города возрастает год от года, что вполне объяснимо: основное магистральное направление использования внутренних водных путей на территории Ленинградской области составляют р. Нева – Ладожское озеро – р. Свирь, входящие в Волго-Балтийский судоходный путь. По статистике, в среднем за навигацию на акватории Невы происходит не менее 5 аварий различной степени тяжести (средства ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) уже не раз доказывали здесь свою эффективность).

Достаточно вспомнить, что день 30 июля 2005 года мог стать для Санкт- Петербурга апокалипсисом. Танкер «Иркутск ГЭС», имевший на борту 3071 тонн мазута, налетел на устой разводного пролета Троицкого моста. И лишь случайность спасла город от реальной экологической катастрофы (удар был очень сильный, но не настолько, чтобы пробить двойной борт танкера)… Да еще эффективные действия аварийно-спасательных служб. Не прибавляют оптимизма и не оставляет надежд на «волшебное» улучшение ситуации и навигационные особенности судоходства: суд по Неве проходят только во время ночного разведения мостов, ширина между опорами которых составляет 40 метров и с обязательной лоцманской проводкой. При этом из-за исчерпанности резервов пропускной способности Волго-Балтийского водного пути многие из них не успевают пройти за отведенное время, и вынуждены стоять в очереди, не имея возможности бросить якорь из-за проложенных по дну Невы жизненно важных для города коммуникаций. (В среднем в навигацию на вторые сутки остается свыше 200 судов). Более того, за последнее время появилась еще одна проблема, наиболее ярким примером, которой является нашумевший случай столкновения прогулочного катера с крейсером «Аврора».

Впрочем, рост аварийности, а главное – экологического напряжения в акватории Невы, в первую очередь, связано все же не с увеличением количества маломерных судов. О том, что прекращение перевозок углеводородов по реке, из которой «питается» многомиллионный город, – давно насущная необходимость, сегодня не говорит только ленивый.

Нельзя сказать, что «воз и ныне там» – многое делается для того, чтобы Нева перестала быть «пороховой бочкой». Но значимых изменений все же недостаточно. В то же время, по мнению ученых, специалистов и представителей различных хозяйствующих субъектов, кардинальной мерой, способной разом увеличить пропускную способность, снять угрозу экологической опасности, одновременно увеличив транспортную доступность пустующих на сегодняшний день территорий и эффективность их использования, является перенос судоходства по Неве на канал дублер.

Напомним, за последнее десятилетие отраслевыми институтами разрабатывалось несколько вариантов территориального размещения альтернативного р. Неве водного пути призванного «разгрузить» единственный выход Волго-Балтийского канала в Финский залив. Так, в частности, возможность создания канала «Ладожское озеро – Финский залив» рассматривалась в сентябре 2008 года на совещании в Комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, в ходе которого обсуждались несколько вариантов прохождения трассы канала по территории Ленинградской области, а также с частичным прохождением канала по территории Новгородской области.

Наиболее экономически целесообразный и при этом наименее трудоемкий маршрут проходил по Карельскому перешейку (от Ладоги до Выборга по реке Вуоксе). Однако при строительстве канала соединяющие озёра протоки должны были быть расширены и углублены, а предполагаемое серьёзное вмешательство в эти водные системы, по мнению экологов, могло иметь самые негативные последствия для окружающей среды. Поэтому, несмотря на важность экономической составляющей, рассмотрев все «за» и «против», был выбран подготовленный отраслевым научно - исследовательским институтом проект строительства канала по маршруту, не затрагивающему территорию Карельского перешейка и систему расположенных там озер.

Канал длиной около 340 км и судоходной шириной 80 м должен пройти по территории Ленинградской и Новгородских областей, соедини бассейны рек Волхов и Луга с выходом к морскому порту Усть-Луга, что обеспечит еще один водный подход к терминалам стремительно развивающегося порта.

Этот путь мог бы стать достойной альтернативой планируемому строительству автомобильной дороги Усть-Луга – Великий Новгород, решение, о начале которого еще не принято. Более того, реализация проекта способствовала бы пополнению числа российских портов (планируемая трасса канала превращает Великий Новгород в город-порт!), что, в свою очередь, вовлекло бы в хозяйственный оборот огромные территории, обеспечивая дальнейшее социально экономическое развитие Новгородской области, поскольку создание нового водного пути дает толчок к развитию транспортной, производственной и рекреационной инфраструктуры на прилегающих к нему территориях.

Вместе с тем, на данный момент наиболее полно разработана и обоснована лишь его гео– и гидрологическая составляющая проекта. Представителями научных учреждений доказано, что с этой стороны природных противопоказаний не только нет, но, наоборот, природные условий более чем благоприятны.

Со всем остальным дело обстоит несколько сложнее. Напомним, требование по разработке технико-экономического обоснования строительства (как элемента комплексного развития территории в юго-восточной части Ленинградской области) включено в техническое задание на разработку Долгосрочной целевой программы «Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в Ленинградской области на период до 2015 года» и Программы развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Но реализацию этих планов, как и множества других неординарных проектов в области морского транспорта, отодвинул начавшийся мировой финансово-экономический кризис. Однако, как известно, надежда умирает последней. И хочется верить, что проект создания нового водного пути из Ладожского озера в Финский залив все же будет реализован. Безусловно, он нуждается в детальной проработке, в том числе с экономической точки зрения.

Вместе с тем, жизнь неоднократно доказывала, что вложения в создание транспортной инфраструктуры – самый надежный способ сохранения средств от инфляции. Кроме того, все вышесказанное отвечает и главной цели разрабатываемой в настоящее время по заказу Минтранса России Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года – преодолению транспортного барьера между регионами и развитию сообщении с Европейским Союзом.

Владимир Павлович Пониматкин, Председатель Совета директоров ЗАО «Северо-Западная экологическая компания»


Ньюсмейкер: ФАКТОРИЯ ЛС — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...