31.07.2024 17:24
Новости.
Просмотров всего: 8189; сегодня: 3.

31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах

31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах

31 июля (13 августа по новому стилю) 1911 года в торжественной обстановке был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах в Санкт-Петербурге, возведенный в честь погибших моряков в русско-японской войне. На мероприятии присутствовал император Николай II с дочерьми, великая княжна Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи.

Церковь Спаса-на-водах (церковь Гефсиманского борения Христа Спасителя) — утраченный православный храм-памятник в Санкт-Петербурге, находившийся на Ново-Адмиралтейском острове.

Храм Спаса-на-водах был построен в память моряков, погибших в период войны с Японией в 1904—1905 годах (наибольшее количество в Цусимском сражении).

Место под строительство храма, которое находилось в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, в которых рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года в годовщину Цусимского сражения и сопровождалась крестным ходом из Никольского морского собора. В закладной камень великая княжна Ольга Константиновна положила солдатский Георгиевский крест.

Архитектором храма был Мариан Перетяткович. В создании проекта участвовали Николай Покровский и С.Н. Смирнов.

Сначала 28 июля (10 августа) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Георгием Шавельским был освящён нижний храм. Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля (13 августа) 1911 года. На нём присутствовал император Николай II с дочерями, великая княжна Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи.

В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство. 20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем была снова передана верующим.

В 1924 году в храме принёс покаяние и был принят в общение с Православной церковью в сане иеромонаха обновленческий епископ Владимир (Пищулин). В январе 1928 года причт церкви примкнул к «непоминающим». Но уже в 1931 году вернулся в Патриаршую церковь.

8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы.

Храм возводился по подобию Владимиро-Суздальский церквей XII века. Его возведение являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества.

Место расположения храма было выбрано удачно. Облицованный белым камнем, он очень красиво смотрелся с Невы, замыкая перспективу набережной.

Храм был рассчитан на 300—400 прихожан.

В отделке участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Борис Микешин, взяв за образец Дмитриевский собор во Владимире.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона «Нерукотворного Спаса» по эскизу Виктора Васнецова.

Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм был двухэтажным и состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — в честь Гефсиманского борения Христа Спасителя.

В верхнем храме на алтарной стене находилась исполненная по эскизу Николая Бруни мозаика «Спаситель, шествующий по водам». Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников Виктора Васнецова и Николая Бруни — «Моление о чаше» и «Несение креста».

Иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня и имел два яруса. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» Александра Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора.

Вход в нижний храм был через узкий коридор.

Низкие своды нижнего храма покрывала выполненная Михаилом Адамовичем сплошная роспись, изображавшая евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца.

Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Местный Казанский образ Божией Матери был шит золотом.

Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.

Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов.

Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».

В память об их подвиге на фронтоне храма было начертано: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:

- эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;

- крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;

- миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;

- транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами или поднятыми с затонувших кораблей; некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, а также те, кто скончался от ран в Японии.

Главным запрестольным образом храма был образ Христа, шествующего по водам.

Многое из церковной утвари храма было поднесено в память об участниках Цусимского сражения:

- Евангелие подарила княгиня С. М. Волконская, чей сын погиб при Цусиме;

- Хоругви — вдова адмирала З. П. Рожественского.

Помимо обычных поминальных служб, в храме традиционно ежегодно 31 марта (13 апреля) служилась панихида по адмиралу Степану Осиповичу Макарову и экипажу погибшего броненосца «Петропавловск». На службе, как правило, присутствовали участники войны великие князья Борис и Кирилл Владимировичи.

В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма Спаса-на-водах. Восстановление храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». Поэтому, хотя в своё время храм не имел часовни, комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с возрождённым храмом.

В 1995 году сотрудники Государственного Русского музея обнаружили в подвалах Русского музея четыре мозаики храма Спас-на-водах, ранее считавшиеся утраченными.

В том же году архитектор Дмитрий Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки часовни.

Сейчас существует проблема создания Ново-Адмиралтейского моста на том же месте.

27 мая 1998 года — в 93-ю годовщину Цусимского сражения на месте храма была заложена часовня.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-водах.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. В церемонии приняли участие потомки эмигрировавших из России после революции русских морских офицеров, моряки, ветераны флота и курсанты военно-морских заведений Северной столицы.

Часовня восстанавливалась Общественной организацией «Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-водах». Крест, установленный на часовне, повторяет очертания креста, венчавшего Спас-на-Водах в начале XX века: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена. После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Изображения из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах

31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах

31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах

31 июля 1911 года был освящён верхний храм церкви Спаса-на-водах


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11007 публикаций
Сайт: ru.wikipedia.org/wiki/Спас_на_Водах_(Санкт-Петербург)
Поделиться:

Интересно:

История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...
Происхождение Руси
03.05.2025 10:13 Аналитика
Происхождение Руси
На рубеже V-VI веков произошли три события, оказавших большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие Древней Руси. Первым таким событием стало расселение славянских племён – как западных «славенов», так и восточных «антов» («окраинных»). Под воздействием ряда факторов они стали перемещаться на юг, перешли Дунай и обосновались на Балканском полуострове, отвоевав большую часть византийских территорий. Сюда, помимо южнославянских племён, переселялись и те, кто проживал на отдалённых территориях. Например, дреговичи, занимавшие территории севернее припятских болот, или сербы, жившие неподалёку от современного Берлина. В результате этого широкомасштабного процесса в Европе эпохи Раннего Средневековья произошли значительные этнические и политические изменения. То же самое можно сказать и о прежних территориях проживания славян. Когда был основан Киев? В связи с расселением славян...
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
30.04.2025 11:15 Интервью, мнения
Кто собрал крупнейшую коллекцию пожарных артефактов в России?
13 тысяч уникальных предметов – от царских наград до редчайших касок. Денис фон Мекк, коллекционер с 25-летним стажем, восстанавливает по крупицам то, что едва не исчезло из истории. Денис фон Мекк живёт в Москве, пожарная тематика увлекла его ещё в юности. Особенность его коллекции — оригинальность предметов и широкий охват эпох: от императорской России до современной Европы и Америки. Помимо коллекционирования, фон Мекк занимается популяризацией пожарной безопасности и истории пожарного дела – посетил более 100 пожарных  выставок в 30 странах мира, выступает с лекциями, пишет статьи. От шевронов до касок Первое, что начал собирать фон Мекк, – нарукавные шевроны. Сейчас в его коллекции более 5000 нашивок из почти 100 стран мира.  – Моя особая любовь – каски. Только американские не нравятся – нет, не из-за политики, просто визуально не нравятся, – смеётся он. В собрании ...